«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17)

     Данная заповедь утверждает, что любое проявление зависти есть грех. Она осуждает чрезмерное возжелание как принцип, с одной стороны, а с другой, желание иметь то, что принадлежит не тебе, а другому. 
    Ограничивает ли десятая заповедь все мои желания или же она говорит мне о том, что я не должен желать сверх того, что мне необходимо, чтобы устоять против искушения красть?
    Заповедь предупреждает об опасности проникновения мирского желания в сердце человека. Вода необходима кораблю, чтобы плыть, но проникновение ее внутрь судна грозит опасностью его потопления. Мирские желания, проникшие в сердце, ведут к погибели. «Не желай...».
    «У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» (Прит. 30:15). Это «давай, давай!» и есть желание, о котором говорится в заповеди.
    Если мысли праведника — о небесном, то мысли же жадного (желающего больше, чем надо) — о мирском. Они не выходят за пределы работы, личного времени, огорода и так далее. Жадному человеку не дает покоя то, что еще не у него в кармане, а спасение для него невещественно и эфемерно.
    Помышления сердца праведника, его любовь устремлены ко всему небесному, а жадный любит мир. Когда Иисус сказал юноше: «...продай имение твое и раздай нищим...», — то «юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мтф. 19:21, 22). Ему было лучше расстаться со Христом, чем со своим добром.
    Мирская суета и «мне некогда» — смертельные враги человека. Желание сделать больше и больше заслоняет собой Господа. Господь Иисус Христос предупреждает: «... смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). Грех любостяжания или зависти, опасен, к тому же его очень трудно распознать. Часто его оправдывают заботой о доме и семье, маскируют под добродетель и радение. Но трудность в распознании не оправдывает его, и нарушение десятой заповеди должно рассматриваться как преступление Закона, к тому же не менее опасное, чем нарушение других заповедей.
    Желание иметь все неминуемо ведет ко греху. Жадность и зависть были причинами первого греха: «... вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Жадность — мать всем грехам, она нарушает первую заповедь: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
    Жадность не дает возможности человеку в воскресный день прийти в церковь и поклониться Господу, а это ведет к нарушению четвертой заповеди. Разве рынок важнее Бога? Жадность приводит к нарушению пятой заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою...» Алчный требует от отца больше. Он хочет завладеть всем, и когда все или почти все находится в его руке, то отец — только помеха. Жадность — причина многих убийств.
    Рассудите, чего мы желаем. Достойны ли окружающие нас вещи нашего желания? Разве они ценнее души? Мир — искусство от Бога, а душа — подобие Божие. Мы жаждем того, что все равно не удовлетворит нас. «Кто любит серебро, тот не насытится серебром...» (Екк. 5:9) Соломон, воззрев на мир, понял его суть. Муть эта — суета! Как золото не может снять головной боли, так и богатство не разрешает духовных проблем. Мирское приходит и уходит. Какой же смысл цепляться за него?
    Возжелайте небес — вечной обители, преисполненной счастья. Чем больше устремлений к небесному, тем меньше места для земного желания.  

 

 

     «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16)

  Творец создал язык для прославления Бога, но люди превратили его в инструмент неправедности, о чем предостерегает нас девятая заповедь. Господь воздвиг две естественные преграды для языка — зубы и губы, а данная заповедь является третьей преградой, предназначенной для удержания языка от зла

    Данная заповедь запрещает клевету, направленную против человека, и лжесвидетельство.

    Для чего дана заповедь? Прежде всего для того, чтобы зло назвать злом. «Уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство. Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь» (Пс. 49:19,20).

    В греческом языке клеветник и дьявол называются одним словом — диаболос. Таким образом, клевета и злословие небезопасны. Совершающий этот грех действует вместе с сатаной. От злословия страдают не менее трех: тот, о ком говорят; тот, кто слушает; тот, кто говорит.

    Это страшный грех. Украденное имущество трудно, но можно восстановить, восстановить же доброе имя человека гораздо труднее. Если на белоснежное полотно попадет черная краска, то вывести пятно стоит больших усилий. То же происходит и с добрым именем.

    Диоген сказал: «Из всех хищников самым опасным является хулитель». Император Антоний издал закон о том, что всякий, похуливший человека и не могущий доказать его вины, подлежит смертной казни.

    Лжесвидетельство чудовищно по своей сути.

   Если я люблю друга, то не говорю о нем ничего плохого, так надо поступать и с ближним. В Первом послании к Коринфянам, говорится, что любовь «не мыслит зла». Другими словами, любовь и злоречие несовместимы. Любовь соединяет верующих, устраняет непонимание, недоразумения между ними. Тот же, который столкнулся со злоречием, пусть благословляет нарушающего заповедь

  Если вас оклеветали, оговорили или обидели словом, обратите это к своей пользе. Посмотри, нет ли за вами неисповеданного греха, за который Бог мог допустить злословие вашего имени, вспомни, может быть, и вы причинили кому-то боль и сказали о человеке неправду. Сомкните уста свои и позвольте Богу делать то, что Он делает. Если вас оговаривают, а причины для этого нет, не беспокойтесь.

    Добрая совесть — хорошая защита от посягательств на твое доброе имя. Как лесть не может возродить совесть, так и злословие не может повредить ее. Господь Сам очистит имена Своего народа. «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс. 36:5-6). И если Господь уберег вас от злословящих, то непрестанно благодарите Его за это.

    Воистину быть неоклеветанным и неоговоренным — блаженство.

    Согласно рассматриваемой заповеди, мы должны не только не произносить ложного свидетельства, но и встать на защиту тех, кого коснулись лживые уста. Оклеветать можно и молчанием, не встав на защиту в том случае, когда ты знаешь, что тот или иной человек невиновен. Молчание в данном случае убийственно.

    Пусть страх Божий удержит нас от лжи, злоречия и клеветы.  

 

 

     «Не кради» (Исх. 20:15)

   Любое проявление несдержанности к собственности другого человека или группы людей ненавистно Богу. Собственность человека в Божьих глазах свята, и Он защищает ее от посягательства заповедью: «Не кради». Восьмая заповедь защищает права человека на собственность. 

    Причины воровства бывают внутреннего и внешнего характера. К внутренним причинам относятся неверие и алчность. Человек не верит в Божью заботу и в доброту Всевышнего. Неверующий спрашивает: «Разве Бог позаботится обо мне?» «Нет», — отвечает он сам себе и берет заботы по обустройству дома и семьи на себя, но делает это за счет других. Алчность проявляется в недовольстве тем, что есть, непомерное желание иметь больше и больше ведет к воровству.

     Внешняя причина одна — подстрекательство сатаны. Иуда был вор, потому что он изначально был сыном погибели. Сатана говорит, что воровская жизнь полна романтики, а воры — смелые люди, их кошельки не пустеют. Как воронье слетается на падаль, так и воры слетаются на хлеб неправедный.

    Бог никаким образом не принимает кражу. Чиновник, берущий взятки — вор. Нечестный продавец крадет у покупателя: «... открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами» (Ам. 8:5). Облегчая гири, продавец наживает деньги и теряет душу. Корыстолюбие по отношению к брату — воровство. «...Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим... корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это...» (1 Фес. 4:6).

    Администратор или работодатель, не платящий вовремя зарплату, — вор. «Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев. 19:13). Ростовщик, дающий деньги в рост, при кажущейся помощи вяжет жертву. Занимающий деньги и не знающий, как их потом вернуть, попросту ворует: «Нечестивый берет взаймы и не отдает...» (Пс. 36:21). Пользующийся услугами вора (покупающий краденное) тоже ворует. Дерево без воды высохнет, а вор без сбыта краденного не будет воровать.

    Что делает воровство еще более низким и отвратительным? — кража без нужды, когда все есть, но душа жаждет: надо еще и еще.

    Для чего существует эта заповедь? Во-первых, для защиты права собственности. Идея общественной собственности или совместного владения, не отвечает учению Библии. «Когда придешь на жатву ближнего твоего... серпа не заноси на жатву ближнего твоего» (Втор. 23:25). Собственность священна. Господь воздвиг восьмую заповедь, как охранную изгородь, и преодолеть ее, не совершив греха, невозможно.

    Во-вторых, для предупреждения последствий греха. Некоторые пытаются оправдать грех воровства жизненной необходимостью: «Я сделал все возможное, чтобы честно заработать, но не смог, поэтому украл, но лишь для того, чтобы выжить». Здесь мы видим пример величайшего неверия, как будто Господь Бог не силен дать тебе необходимое без твоего участия во грехе.

    В-третьих, заповедь нужна, чтобы отговорить согрешающего: подумай, воры — пауки земли, враги любого общества; Бог ненавидит воровство и воров, вор живет в постоянном страхе от того, что за ним вот-вот придут. Вина взращивает страх. Самое страшное в воровстве то, что, крадя у других имущество, вор крадет у себя спасение. Как избежать греха? Живи по Слову: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28).  

 

 

    «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14)

    Бог есть любовь, Бог наш — благой Бог. И Его заповедь не прелюбодействуй — заповедь любви. Прелюбодеяние — это нарушение супружеской верности; незаконная любовная связь. 

    Бог этой заповедью охраняет завет, заключенный между мужчиной и женщиной, когда они решили быть вместе друг с другом, то есть жить в законном браке.

    Заповедь выступает в защиту сохранения чистоты в семейных отношениях. «...Каждый имей свою жену, и каждый имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4). Господь Бог учредил брак еще в раю, когда привел женщину к мужчине. Каждого из них он отдал во владение партнеру.

    После брака, Бог называет мужа и жену нераздельными частями одного целого: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.» (Быт.2:24) Брак обязывает супругов любить друг друга. Любовь дарует одно сердце, и это сердце бьется в груди мужа и жены. Любовь помогает вместе переносить невзгоды.

     Так как Бог видит все наши мысли, Он предупреждает нас о недопустимости мысленного прелюбодеяния: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:28). Как человек может умереть от внутреннего кровотечения, так он может быть проклят за внутреннее кипение страстей. Грех прелюбодеяния не само собой свершившийся акт, а предумышленное действие. Зарождаясь в сознании, он парализует волю и вырывается наружу. Если его предупредить на стадии зарождения в сознании, то можно избежать и физического прелюбодеяния.

    Физическое прелюбодеяние — это прелюбодеяние, которое уже свершилось. Оно категорически запрещено седьмой заповедью. Господь называет его гнусностью, и гнусность этого греха проявляется в нарушении слова верности, данного партнеру в Божием присутствии.

    Прелюбодей ставит свое желание выше закона Божьего. Прелюбодейство — оскорбление каждого Лица Троицы. Оскорбление Бога Отца потому, что Он дал тебе жизнь, здоровье, а человек прожигает все, отдавая его блудницам. Разве все, что у тебя есть, Бог дал тебе для того, чтобы ты служил этим дьяволу? Это бесчестит Бога Сына, потому что: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1Кор. 6:15) Это бесчестит и Духа Святого, потому что тело есть Его храм. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1Кор. 6:19) И ты решишься осквернить Его храм?

    Этот грех усугубляется тем, что в нем нет нужды. Господь, предусмотрев развитие событий, предписал лекарство: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор. 7:2). Поэтому грешник не сможет оправдаться. Чтобы удержать человека от греха, Бог показывает все зло этого нарушения:

    — Прелюбодеяние тесно связано с воровством. Прелюбодей крадет у ближнего своего не его имущество, а плоть от его плоти.

    — Прелюбодеяние унижает человека, оно ставит его в ранг животного. Писание сравнивает прелюбодея с конем: «Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого» (Иер. 5:8).

    — Прелюбодеяние оскверняет человека.

    — Прелюбодеяние разрушает тело. «И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены...» (Прит. 5:11) Как пламя неумолимо съедает свечу, так и болезни поедают кости прелюбодеев. Прелюбодей сам идет дорогой смерти.

    — Прелюбодеяние расточает имение. Блудный сын пустил по ветру свою часть имения, ублажая блудниц (Лк. 15:13).

    — Прелюбодеяние вредит репутации. «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится...» (Прит. 6:32,33)

    — Прелюбодеяние разрушает ум, крадет понимание простых вещей. «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» (Осия 4:11). Сердце прелюбодея пожирается похотью.

 

    Грех прелюбодеяния очень опасен для жизни любого человека. Но есть правила, которые помогут избежать совершение этого греха:

    — Следи за глазами. Часто глаза ведут ко греху.

    — Следи за устами. Речь твоя может вызвать нечистые помыслы либо у тебя самого, либо у окружающих тебя людей.

    — Следи за состоянием сердца. Размышления о грехе неизбежно приводят ко греху. Храни свое сердце!

    — Берегись собрания развратителей. Грех — самая заразная болезнь из всех существующих в мире. Один искушает другого, поощряет ко греху.

    — Берегись праздности. Бездействие и праздность готовят добрую почву под семя греха.  

 

 

     «Не убивай» (Исх. 20:13)

     Человеческая жизнь — священна. Бог дал ее каждому человеку, и она обладает огромной ценностью. Берегите ее. Тот, кто забывает это правило и совершает святотатство — убийство, — должен быть наказан. Бог дает жизнь человеку и Он забирает ее, когда приходит время. Человек не имеет права принимать решение о прекращении жизни другого человека, кем бы тот ему не приходился. 

    Иисус Христос в Нагорной Проповеди (Мат. 5:21-22) расширил эту заповедь. Иисус сказал тогда, что старый закон запрещает убийство, а новый закон объявляет таким же серьезным грехом гнев, злость и презрение. Человек, в сердце которого гнев, становится потенциальным убийцей. Позволить ненависти закрасться в сердце — значит нарушить заповедь Христову, и, потому, человек любящий — последователь Христов, а человек ненавидящий — нет.

    Это удивительно и это новая норма жизни, которую Бог ставит перед людьми. В глазах Бога виновен не только человек, совершивший убийство, но виновен и подлежит осуждению также человек, гневающийся на брата своего. Может быть, никто из нас никогда не ударил ни одного человека, но кто может сказать, что мы никогда не хотели ударить человека? А Иисус учил, что не только совершить убийство — грех, но даже мысленно совершить убийство, тоже грех.

    По мирским нормам, добрым считается тот человек, который никогда не совершает ничего запретного; мир не думает судить его за его мысли. По мерилам Иисуса, человек добр лишь в том случае, если он вообще никогда не возжелает запретного. Иисуса очень волнуют мысли человека, так как именно мысли человека рождают поступки и действия.

    Навести порядок в мыслях, значит наладить свою жизнь. И Бог предлагает изменить наше мышление с помощью любви: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:39), и тогда гнев, злость и презрение навсегда покинут нашу жизнь. А наполнит ее любовь, которая сможет простить все. Именно такую любовь и дает Бог через Своего Сына Иисуса, и именно эта любовь сможет изменить и мышление и жизнь каждого человека. 

 

 

 

 

     «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12)

    С самого начала жизни человека на земле дети считались благословением и подарком свыше. Эта сфера жизни — отношение между родителями и детьми — одна из важнейших в существовании человека. На святой горе Моисей получил от Бога десять заповедей, из которых одна посвящена взаимоотношению детей со своими родителями.  

    В своем законе Бог отметил, какие должны быть взаимоотношения детей с родителями. Пятая заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

    Светские писатели много книг написали, где отражены конфликты отцов и детей. В своих книгах они пытались осветить все стороны этих отношений, дать советы и наставления для того, чтобы восстановить эти отношения или улучшить их, но без Божьего слова это невозможно.

    Бог ясно и четко определяет для детей почитать родителей, независимо от того, какие они. Потому что родителей дети не выбирают. Сам Бог определяет: кому, когда родиться и в какой семье. Сам факт родительства должен вызывать почтение у людей, так как без родителей не было бы и детей.

    Во Второзаконии 27:16 сказано, что если дети своими словами и делами проявляют неуважение к родителям, тогда в их жизнь приходит проклятие. Это проклятие приносит в жизнь человека нищету, болезнь и преждевременную смерть. Это очень важно знать, так как зачастую большинство людей не знает причин своих болезней и финансовых проблем. Очень просто считать себя умнее своих родителей, показывая им их «несовершенство» и «ограниченность». Но это только до тех пор, пока человек сам не становится родителем. Уже потом он понимает, почему его родители поступали именно так, а не иначе.

    Но тем детям, которые соблюдают заповедь, почитают и уважают своих родителей, Бог определил обетование: «Дети, повинуйтесь родителям своим, как угодно Богу, ибо это правильно. Чти отца и мать свою — вот что гласит первая заповедь вместе с обещанием, что тогда всё будет хорошо у тебя, и ждёт тебя долгая жизнь на земле» (Ефес. 6:1-3. Новый Завет. Современный перевод).

    Что еще нужно? Бог открывает простой секрет долголетия и благополучия на земле. И для этого не нужно изнурять себя сложными процедурами или упражнениями, а нужно всего лишь повиноваться своим родителям, уважать их и почитать. Все вроде бы очень просто, для этого нужно сделать совсем немного: оставить свою гордость и лишние амбиции, и полюбить своих родителей открытым сердцем.  

 

 

 

    «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8-10)

     Давая десять заповедей народу Израиля, Бог обратил особое внимание на четвертую заповедь. Он хотел особо выделить для людей эту заповедь — чтить субботу или день седьмой. (Исх. 20:8-11) 

    Еврейское «субб`ота» (покой) — день священного успокоения от всяких трудов. Суббота являлась знамением для израильского народа, отличающим его от всех других народов (Иез 20.12) и отмечалась как праздник. В этот день собиралось священное собрание (Исх. 23.3) и приносилась особая жертва (Чис. 28.9-10). Каждый седьмой день была суббота

    В 8-м стихе 20 главы книги Исход Бог настаивает на том, чтобы народ помнил день субботний, чтобы святить его. Помнить — значит запечатать в разуме своем так, чтобы независимо от обстоятельств помнить и исполнять. Святить — отделить для Бога, посвятить этот день Богу, чтобы поклониться Ему.

    В этой заповеди Бог напоминает Израилю, что мир принадлежит Богу, поскольку Он создал его. Наш ежедневный труд должен протекать в сотрудничестве с Богом и следовать Его примеру чередования творческого труда и отдыха. Регулярный отдых от обычных трудов предписан Богом, чтобы ежедневный труд не сделал нас рабами и чтобы мы не поставили свою работу выше Бога.

    Кроме того, Бог говорит, что суббота является знаком завета между Ним и народом Израиля, и когда народ будет почитать субботу, Бог будет освящать его. (Исх. 31:13). Далее Бог предупреждает людей о том, что не исполнение субботы может повлечь за собой смерть (Исх. 31:14-15).

    Через жертву Иисуса Христа каждый верующий человек является частью народа Израиля, и эта заповедь актуальна и для нас, христиан Нового Завета. Иисус, будучи на земле, сказал: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить его» (Матф. 5:17). И для нас, как учеников Иисуса, никто не отменял эту заповедь, мы также должны помнить и святить седьмой день. В этот день, оставив все свои повседневные дела и заботы, мы посвящаем свое время для того, чтобы поклонится Господу нашему Иисусу Христу.

    Бог даровал нам удивительный мир, в котором можно работать, играть, наслаждаться жизнью. Но, несмотря на всю нашу занятость, отведите один день для того, чтобы вспоминать об истоках мира. Нашим телам нужен отдых, нашему духу — напоминание о Боге.

    Бог не контролирует наши действия и наше время, он лучше нас знает, что нашему телу нужен отдых, а нашему духу — общение с Ним, и для этого он просит отвести всего один день, хотя Он достоин намного большего. И не обязательно это будет суббота или воскресенье, в этот день мы будем отдыхать телом и наслаждаться общением с Богом. А когда мы вспомним об истоках мира, его сотворении, нашем спасении и избавлении, мы будем славить Его от всего сердца.

 

 

 

     «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7)

    Для еврейского народа эта заповедь была дана как предостережение. Она осуждает человека, который клянется в подтверждение истинности своих слов, или обещает что-то, ссылаясь на Бога, но делает это с целью обмануть. «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего» (Числ. 30:3). «Если дашь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его; ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя, и на тебе будет грех» (Втор. 23:21). 

    Для христиан сегодня эта заповедь также служит предостережением, но уже в другом. «Я так вас люблю, что дарую вам Свое имя. Всей земле вы будете известны как «Божий народ». Цените такую честь. Не уроните своего высокого имени, оскверняя Мое имя, живя неподобающей для вас жизнью» — так можно перефразировать третью заповедь для лучшего ее понимания.

    С самого начала на земле были люди, которых называли Божьми: Адам, Ной, Авраам, Исаак, Иаков. Эти люди носили имя Божье и были Его представителями на земле. По их делам и поступкам окружающие люди оценивали их Бога. Затем Бог дал привилегию сначала еврейскому народу, а затем и всем христианам называться Божьим народом. Это те люди, которые признают Бога и Его авторитет самым главным в своей жизни.

    Называться Божьим народом это и привилегия, и большая ответственность. Каждый день жизни христианин должен быть показывать делами и поступками свое уважение к Богу.

    И если кто-то из этих людей будет делать неподобающие вещи, этим он будет показывать свое неуважение к Богу и унижать Его имя в глазах других людей. Божий народ несет ответственность за чистоту и святость имени Бога, так как именно через их поведение люди будут судить о их Боге. Посмотрите на все сферы своей жизни, ведь в каждой из них христианин должен показывать святость и чистоту.

 

 

 

 

     «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20:5)                                                                                                           

     В основе всех десяти заповедей лежит главный принцип — любовь, во-первых любовь к Богу и во-вторых любовь к человеку. Первые четыре заповеди показывают, в чем должна выражаться любовь человека к Богу, остальные шесть заповедей показывают в чем должна выражаться любовь человека к человеку. 

    Божий закон не есть суровый бюрократический кодекс, его побудительной силой и основой является любовь. Божий закон гармоничен. За любовью к Богу следует любовь к нашим ближним, потому что любовь к человеку, которая не основана на любви к Богу, не есть истинная любовь: «Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его». (1 Иоан.5:2) А также любовь к Богу, которая не вызывает любви к нашим ближним, не есть истинная любовь к Богу: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Иоан.4:20)

    Любовь к Богу и человеку не есть какое-то переживание — это расположение сердца и доброй воли, которое проявляется в поведении и поступках. Вторая заповедь, которую Бог дал, звучит так: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель». (Исход 20:5) В доступной и понятной для нас форме это звучит так: «Я жажду следующего: непосредственного, личностного общения между Мной и каждым из вас. Вам не нужны Мои изображения. Вам не нужны деревянные истуканы. У вас есть Я. Цените это»

    В слово «ревность» в данной заповеди вложен следующий смысл: человек, который любит свою жену, будет по праву ревновать ее к любому претенденту на ее сердце. Так же как и измена жены разрушает отношения между ней и мужем, измена Создателю разрушает отношения творения со своим Создателем и является оскорблением Его любви.

    В истории человечества эта заповедь нарушается почти постоянно язычеством, которое заменяет Единого Всемогущего Бога на многочисленных идолов и рукотворных богов; атеизмом, который отрицает существование Бога и возвышает силы природы; неправильные приоритеты в нашей жизни, которые ставят наши желания и амбиции выше Бога. Из Ветхого Завета мы можем увидеть истории израильского и других народов, которые заменили Бога идолами или полностью отвергли Бога, и тем самым навлекли бедствия не только на себя, но и на своих потомков.

    Бог называет себя ревнителем, тем, кто не допускает компромиссов. И в вопросе общения Он особо ревностен. С каждым человеком Господь хочет иметь личное общение и Ему непонятно и неприятно видеть, когда мы, вместо того, чтобы общаться с Ним, общаемся с Его фотографией тысячелетней давности или Его памятником. Личное общение намного лучше и ценнее, чем общение с изображениями и копиями. Каждый может общаться с Богом, Он ждет этого общения.

 

 

 

     «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:2-3)

    После четырех веков рабства в Египте, Бог, совершая великие чудеса и знамения, выводит израильский народ из страны порабощения и ведет в обетованную землю. 

    Возле горы Синай, Бог через Моисея дает закон для израильского народа, основная часть которого называется 10 заповедей. Придя от Бога, этот закон направлен на укрепление взаимоотношений человека с Богом и упорядочивания отношений между людьми. Соблюдение этих заповедей влечет за собой благословение и милость от Бога для человека и его потомства, чья жизнь становится успешной и продолжительной. Не исполнение этих заповедей влечет проклятие на жизнь человека и его детей до третьего и четвертого поколения.

    И первая из заповедей, которые изрек Бог, гласит следующее: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:2-3).

    Слово «Господь» — означает господин. Это слово употребляется не только по отношению к Богу, но также и по отношению к человеку. Согласно подлинника еврейского Ветхого Завета, слово «Господь» соответствует имени VHWH — Яхве. На еврейском языке «Яхве» может обозначать либо «Он существует», либо «Он даст бытие». Слово «Бог» — Эль, Элохим, могло употребляться в еврейском языке не только по отношению к Единому Богу, но и по отношению к богам языческим.

    Изложив эти два слова в их интерпретации, первая заповедь звучит следующим образом: «Я Господин твой, Который дает бытие и Я Бог твой, который вывел тебя из рабства». Этими словами Бог подчеркивает, что именно Он дает жизнь и именно Он вывел еврейский народ из рабства, а также то, что боги, которым плененный народ поклонялся в Египте, являются Его творением (Солнце, Луна, звезды, реки), либо творением рук человеческих — от них не исходит жизнь и они никаким образом не могут освобождать от рабства.

    Евреям для понимания смысла этой заповеди было достаточно слов «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». После 400 лет рабства в Египте они знали, Кто является для них Избавителем и единственным Богом. Бог чудесным образом вывел из рабства целый народ за одну ночь и то, что Он единственный Бог, не ставилось под сомнение.

    Но к нам египетское рабство евреев не имеет большого отношения, нас больше интересует наше рабство греха. И в этой заповеди Бог открыто заявляет, кто является истинной реальностью, кто единственный Бог, который нужен нам. Бог отдал Себя нам в Иисусе Христе, и тем самым освободил нас от рабства греха и смерти.

    Итак, мы должны положить в сердце свое первую заповедь и соблюдать ее, потому что есть только один Господь Бог. Соблюдение этой заповеди в нашей жизни построит основание для милости Божьей многим поколениям в нашем роду.